ребенок учится делать добро.
В. А. Сухомлинский
Начальной человеческой общностью, закладывающей основы личности, принято считать семью. Что же такое семья?
Это малая социально-психологическая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. В Конвенции о правах ребенка(1989) декларируется, что «ребенку для полного развития его личности необходимо растив семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Семья – сложная, многофункциональная система. Она выполняет целый ряд функций:
А) экономическую (ведение общего хозяйства, экономическая поддержка других членов семьи в период их нетрудоспособности, приобретение материальных ценностей);
Б) хозяйственно-бытовую (создание материального быта, обустройство жилища, материальное обеспечение);
В) психологическую (семья защищает своих членов от экстремальных, стрессовых ситуаций, проявляет соучастие, сопереживание);
Г) репродуктивную;
Д) воспитательную (семья отвечает за интеллектуальное, физическое, психическое развитие растущего в ней ребенка);
Именно семья формирует черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет большой общественный смысл. «Тот отец, кто воспитал, а не тот, кто родил».
К сожалению, сегодня на лицо кризис семьи. Он характеризуется:
Но один из самых печальных моментов – это то, что семья по разным причинам стала все больше отстраняться от воспитания детей. Забывается та истина, что родитель, образно говоря, - педагогическая профессия. Кто, как не учитель, классный руководитель, психолог, в наше время научат родителей педагогически правильно выстраивать общение с собственными детьми?
Основные наиболее важные условия успешности семейного воспитания:
Обратимся к банальному примеру.
Бабушка одевает внучку – завязывает ей шарф, одевает шапку. Из кухни раздается голос мамы: «Ну, зачем шарф?! На улице не так холодно!», а из спальни слышится голос папы: «Да и шапку уже пора снять!» Бабушка в растерянности. А внучка? Какой ход изберет она? Да именно тот, который ей приятнее.
Отсутствие единых требований приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков.
Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.
Какие родители авторитетны? Профессионалы, те, кто может оказать ребенку реальную помощь в учебе. Мы назовем их авторитетом знания. Авторитетны и те родители, которые любят своего ребенка и оказывают ему постоянное и систематическое внимание, не ограничиваясь следующей схемой общения.
Мать. Как дела? Что нового?
Дочь. Нормально. Ничего.
Мать. Поела?
Дочь. Да
Мать. Уроки выучила?
Дочь. Да
При таком общении сохраняется психологическая дистанция, а в его основе ребенок не ощущает доверия, любви и привязанности.
К сожалению, потерять авторитет быстрее, чем приобрести. Иногда достаточно одного слова. Девочка одевается на выпускной вечер. Мама: «До чего же ты неуклюжая! И в кого ты такая уродилась, не пойму никак!» Испорчен вечер, испорчено настроение, а самое главное утерян авторитет мамы.
В последние годы в семьях «ожили» ложные авторитеты, например авторитет подкупа: «Закончишь школу с медалью, выбирай любую иномарку». Или авторитет «любви», но не той, о которой мы говорили выше, а слепой, когда ребенку дозволено все. Отсюда вытекает еще одно важное условие семейного воспитания.
Чрезмерная родительская любовь характеризуется прежде всего повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей.
Нельзя любить ребенка в ущерб себе и другим членам семьи, окружающим людям. У него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов. Это мешает формировать самостоятельность, тормозит процесс взросления, ведет к неправильному развитию личности. Яркий пример описан в стихотворении Андрея Багинского «Сынишка».
Громче оркестра, резвее мартышки –
Вот вам портрет моего шалунишки.
Помню, когда я командовал взводом.
Мне было легче с армейским народом.
Сын обожает ночные ученья:
«Дайте воды, принесите печенья!»
Просьбы, канючки, приказы – лавиной,
А ведь ему нет и двух с половиной.
Чуть возразишь этой маленькой крошке
Щеки мои он хватает в ладошки,
Хитренько спросит: «А ты меня любишь?» -
Тут уж, конечно, его приголубишь.
День пролетел, на другие похожий
Ночью подводим итоги – и что же:
Утром с балкона он выбросил веник,
Днем в молоко он пересыпал пельмени,
Вечером поздно на мне покатался,
А перед сном полчаса укрывался.
Возле кроватки сидеть приказал..
Спит себе маленький мой генерал.
Стихотворение проникнуто огромной любовью к сыну, это замечательно. Но настораживает поведение сынишки, которого автор назвал генералом. Во всех его действиях чувствуются расторможенность, вседозволенность – опасные симптомы. Родители должны помнить, что любовь не отвергает строгость, а строгость не может быть без любви.
Семья – это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский призывал родителей к тому, чтобы они не забывали, что в семье живут девочка и мальчик.
Образцом для девочки всегда служит мама. Именно у нее она учится готовить, стирать, перенимает другие хозяйственные навыки, учится быть мягкой, терпеливой, разумной.
Образцом мужского поведения является отец. Примером настоящего отцовского воспитания служит книга В. А. Сухомлинского «Письма к сыну». Предлагаем небольшой отрывок из нее:
«Помни, что отношение к женщине является мерой нравственности. Хам в отношении к женщине – хам во всех отношениях. Уважать женщину – это значит уважать жизнь. Если ты хочешь, чтобы твоя будущая жена на всю жизнь оставалась для тебя единственным любимым существом, - построй жизнь так, чтобы духовное богатство твоей жены постоянно обогащалось»
Немногие современные папы способны на такого рода разговор со своим сыном.
6.Правильное использование наказания и поощрения.
Это является очень важным условием успешного семейного воспитания. Ошибка родителей заключается в том, что они чаще наказывают, нежели поощряют. А все должно быть как раз наоборот. Психолог Р. В. Овчарова в книге «Семейная академия» обращает внимание на следующее:
А) нельзя наказывать ребенка до 2,5 – 3 лет.
Б) частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.
В) у наказанного ребенка возникает чувство враждебности и может быть потеряна любовь к родителям.
Г) и уж никак нельзя одобрить наказания «под горячую руку», которые означают, что родитель владеет собой хуже, чем им же требуется от ребенка. Такое наказание не направляет, а дает возможность «разрядиться» родителю, взять реванш. Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
Чем заменить наказание, учитывая психологический риск его использования?
1.Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
2.Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
3.Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.
4.Наградами. Они более эффективны, чем наказание.
Нам представляются поучительными рассуждения одного из родителей в таком диалоге: «Все мы поневоле педагоги. Только почти всем чего-то не хватает. Одним – знаний, другим – вдумчивости, чутья, тонкости в подходе к детям. Придешь иногда с работы, видишь: в квартире – беспорядок, посуда не мыта, обувь посреди коридора валяется… троица наша в ссоре. Вот и думаешь: с кого начать? Со старшего? А может, со средней? Она девочка, будущая хозяйка.. Но пока выбираешь, спросишь себя: а обязательно это надо делать, и прямо сию минуту?
Портить настроение себе и детям…
Можно раз-другой потерпеть, не заметить. Вот если мелочи во что-то серьезное грозят перерасти, надо поговорить, но сдержанно, спокойно, чтобы подействовало.
7.Наличие благоприятного психологического климата.
Это непреложное условие эффективного семейного воспитания. Основой устойчивого эмоционального настроя в семье является общность нравственных интересов мужа, жены и других членов семьи. В этом случае ребенок испытывает чувство защищенности, у него есть желание проводить время дома, в кругу семьи, он гордится своей семьей, т. е. Чувствует себя комфортно, может спокойно приглашать к себе друзей, не опасаясь бурной реакции родителей.
Воспитательный потенциал семьи безграничен. Мы обозначили на наш взгляд, наиболее важные черты и условия семейного воспитания, чтобы оно не стало «свободным», как в нижеописанной сценке.
В троллейбус вошла хорошо одетая мама с дочкой 5-6 лет. Та, усевшись удобно в кресле, протянула ноги на другое сиденье. Через остановку в салон вошла пожилая, больная женщина с палочкой. Стоящие засуетились и обратили свой взор на сидящую девочку и её маму. Та стала возмущаться: ребенок так хочет сидеть, и вообще у меня свободное воспитание. Стоящий неподалеку молодой парень стал в упор смотреть на маму, жуя жвачку. Не выдержав пристального взгляда, мама воскликнула: «Что вы на меня так смотрите?» В троллейбусе наступила гнетущая тишина, а парень, вытащив изо рта жвачку, одним махом прилепляет её на лоб мамы. Мама разразилась потоком самых «ярких» бранных слов и услышала в ответ: «А вы знаете, у меня в детстве тоже было свободное воспитание»
Безусловно поступок юноши не вызывает одобрения, однако определенный смысл в нем есть. Педагоги должны предупреждать родителей о последствиях такого «свободного» воспитания. Воспитание в семье должно быть проникнуто заботой о будущем ребенка и счастливой старости родителей. Абсолютно прав А. С. Макаренко: «Хорошее воспитание детей – это ваша счастливая старость. Плохое – это ваше горе, ваши слезы.